The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Об уведомительном порядке начала осуществления предпринимательской деятельности

Об уведомительном порядке начала осуществления предпринимательской деятельности

 

   Автономная некоммерческая организация «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП) по обращению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации рассмотрела проект постановления Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления предпринимательской деятельности». Представляем вашему вниманию результаты этого заключения (автор С.В. Мигин).

 

     В своем заключении на проект постановления НИСИПП сообщает следующее:

    1. Перечень отдельных видов работ и услуг, выполняемых в составе видов деятельности, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрен уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности (далее — Перечень), необоснованно сужает состав работ и услуг, о начале осуществления которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подаются уведомления, в том числе в нарушение пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон).

   Так, пп. 10 пункта 2 статьи 8 Закона предусмотрена подача уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг) в составе деятельности по производству кожи, изделий из кожи, в том числе обуви. Вместе с тем в проекте Перечня в отношении данного вида деятельности предусмотрен лишь один пункт 15 — производство обуви, за исключением обуви из кожи. Другие виды работ (услуг) по производству кожи в Перечне отсутствуют. Считаем необходимым:

   — существенно расширить Перечень;

   — привести Перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 8 Закона;

  — привести наименования видов работ и услуг в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

   2. Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности содержит избыточные требования к субъектам предпринимательской деятельности, противоречащие пунктам 3, 5 статьи 8 Закона. В частности, предприниматель должен уведомить уполномоченный орган государственного контроля (надзора) о наличии зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой техники. Согласно постановлению Правительства РФ от 23 июля 2007 года № 470 для регистрации контрольно-кассовой техники пользователь представляет в налоговый орган заявление. Регистрация осуществляется в пятидневный срок, по результатам выдается карточка регистрации, что противоречит требованию Закона о недопустимости требования о получении документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления выполнения работ (оказания услуг) в составе видов деятельности, в отношении которых предусмотрен уведомительный порядок.

     Другое требование содержит подтверждение того, что на день подачи уведомления при осуществлении заявленного вида деятельности не предполагается образование в процессе деятельности отходов 1–4 классов опасности. При этом пункт 4 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР России от 15 июня 2001 года № 511 установлено, что в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. Подтверждение экспериментальным методом требует наличия соответствующих лабораторных мощностей либо обращения в специализированный орган по оценке соответствия, что является избыточным барьером для осуществления предпринимательской деятельности и неоправданно усложняет уведомительный порядок.

      3. Приложение к уведомлению о начале осуществления предпринимательской деятельности требуется доработать с учетом следующих требований:

   — необходимость указания конкретных обязательных требований, соответствие которым подтверждает субъект предпринимательской деятельности;

   — наличие закрепления соответствующих обязательных требований в федеральных законах, обязательная ссылка на положение соответствующего федерального закона;

    — соответствие пункту 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» в случае, если конкретные обязательные требования установлены ведомственными нормативными правовыми актами (СанПиН, СН, СП, ГП и пр.).

    4. Принятие технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к объектам технического регулирования, связанным с осуществлением видов предпринимательской деятельности, в отношении которых предусмотрен уведомительный порядок, должно вести к пересмотру формы уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.

    5. Проект постановления Правительства РФ необходимо дополнить пунктами, предусматривающими:

   — Обязательное раскрытие документов, содержащих обязательные требования, соответствие которым подтверждается субъектом предпринимательской деятельности. Все документы, предусмотренные формой уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (СанПиН, СН, СП, ГП и пр.), должны находиться в открытом доступе, в том числе на официальных сайтах уполномоченных органов государственного контроля (надзора). Отсутствие документа, содержащего обязательные требования, в открытом доступе должно стать основанием для исключения его из формы уведомления.

     — Прямой запрет на требование подтверждения сведений, указанных в уведомлении о начале предпринимательской деятельности, третьими лицами (недопустимость обязывания привлекать к подтверждению соответствия обязательным требованиям, документально удостоверяемому по форме уведомления, третью сторону, в том числе для проведения каких бы то ни было экспертиз, испытаний, измерений, оценок и пр.).

     6. Необходимо внести в проект постановления юридико-техническую правку. В частности:

   — В абзаце 6 пункта 1 проекта постановления слова «прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности в сфере оптовой торговли (за исключением случаев, если предполагается осуществление оптовой торговли товарами, свободный оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами)» заменить словами «оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами)».
     В абзаце 11 пункта 1 проекта постановления слова «прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями издательской и полиграфической деятельности» заменить словами «издательская и полиграфическая деятельность»;

    — п. 4 дополнить абзацем 3 следующего содержания: «Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности»;

    — в п. 5 слова «в том числе федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия по государственному контролю (надзору)», «иных» исключить.

    7. В рассмотренном пакете документов отсутствует проект Порядка представления (направления) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета поступивших уведомлений. При этом положения указанного порядка могут существенно повлиять на конкретные параметры и оптимальность процедуры уведомления в целом и оказывать различное регулирующее воздействие на субъекты предпринимательской деятельности. Особо следует подчеркнуть недопустимость превращения уведомительного порядка в де-факто разрешительный.

     В части проекта Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающей установление административной ответственности за неподачу в органы государственного контроля (надзора) уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, в случае, когда предоставление такого уведомления определено законодательством, а также предоставление уведомления, содержащего недостоверные сведения, считаем необходимым внести следующее изменение:

    Во вводимой статье 14.36 в абзаце четвертом слова «десять тысяч» заменить словами «две тысячи пятьсот».

   Санкция, налагаемая на должностных лиц за подачу уведомления, содержащего недостоверные требования, представляется завышенной как в соотношении с размером штрафа, который налагается за аналогичное нарушение на юридических лиц, так и с размером штрафа, который налагается на должностных лиц за непредставление уведомления. При определении взаимного соотношения указанных размеров штрафа целесообразно также ориентироваться на положения пунктов 2, 3 статьи 14.1 и других статей КоАП, устанавливающих ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без получения необходимого разрешения либо с нарушением установленных требований, а также за представление недостоверной информации.

    Дополнительно обращаем внимание на тот факт, что упомянутое в пояснительной записке добавление в статью 4.2 КоАП, которая устанавливает обстоятельства, смягчающие административную ответственность, нормы, касающейся совершения административного правонарушения юридическим лицом — субъектом малого предпринимательства, в представленном проекте не предусмотрено.

 

Замечания и предложения по данному проекту постановления,
как и по другим законодательным актам регионального и федерального уровней,
Вы можете направлять в управление по работе с предприятиями и предпринимателями
Южно-Уральской ТПП.
Тел.: (351) 266-52-21, 265-39-58.

 







Новости членов палаты