The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Развитие промышленного потенциала региона и его влияние

(Из доклада на заседании правления ЮУТПП 11 сентября 2008 г.)

 

Александр Викторович КОРБУТ, председатель комитета ЮУТПП

по экологии и ресурсосбережению, начальник управления экологии и природопользования

администрации г. Челябинска.

     

В Челябинской области насчитывается более 15 тысяч промышленных предприятий и организаций, загрязняющих окружающую среду, из них более 600 имеют значительные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу более чем от 23 тысяч стационарных и 850 тысяч передвижных источников.

      В течение 2007 года от стационарных источников выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили 996213 тонн, в том числе твердых веществ 318562 тонны, газообразных 677651 тонну. Выбросы в атмосферу увеличились на 117880 тонн за счет роста объемов производства.

      Выбросы в атмосферу от передвижных источников составили 346639 тонн, в том числе выбросы от автотранспорта — 337841 тонну, от железнодорожного транспорта — 8798 тонн.

     Сверхнормативные выбросы от стационарных источников составили, по данным Управления Ростехнадзора по Челябинской области, 161250 тонн.

     Качество атмосферного воздуха крупных городов области по-прежнему неудовлетворительное. Так, по г. Челябинску среднегодовые концентрации бенз(а)пирена составили 4,9 ПДК, формальдегида — 2,7 ПДК, фторида водорода — 1 ПДК. По г. Магнитогорску среднегодовые концентрации бенз(а)пирена составили 6,8 ПДК, формальдегида — 2,8 ПДК, взвешенных веществ — 2,1 ПДК, диоксида азота — 1,4 ПДК. По г. Златоусту среднегодовые концентрации бенз(а)пирена составили 3,9 ПДК, формальдегида — 2,3 ПДК, диоксида азота и взвешенных веществ — 1,4 ПДК. По городу Карабашу среднегодовые концентрации формальдегида составили 2,7 ПДК, свинца — 1,4 ПДК, фторида водорода — 1,2 ПДК.

     Результаты мониторинга химического загрязнения поверхностных вод показали различную степень загрязнения водных объектов Челябинской области.

     Возросшее число случаев высокого загрязнения и экстремально высокого загрязнения связано с увеличением количества наблюдаемых водных объектов в территориальной сети наблюдений, испытывающих как антропогенную нагрузку, так и влияние природного фактора. Природные запасы руд металлов на территории Челябинской области обусловливают повышенное содержание в водотоках металлов, в особенности марганца. Ухудшению качества воды рек способствовал низкий уровневый режим в зимнюю межень и промерзание участков водотоков. Так, в реках Аят, Синташты, Янгелка в зимний период наблюдались высокие уровни загрязнения марганцем.

     По-прежнему неудовлетворительное качество воды наблюдалось на участках рек, протекающих по территориям промышленных городов, в том числе рек Миасс, Ай, Увелька, Уфалейка, а также на реках, значительно подверженных антропогенному воздействию: Кидыш (д. Петропавловка), Худолаз (п. Чернышевский), Теча (с. Нижнепетропавловский, Синара (п. Усть-Багаряк), в озере-приемнике сточных вод Шелюгино. Река Сак-Елга терпит экологическое бедствие и оказывает негативное влияние на качество воды Аргазинского водохранилища.

     Следует отметить стабильное состояние рек Уфа, Сим, Урал, удовлетворительное качество воды сохранилось в озерах Увильды, Тургояк, Чебаркуль, Аргаяш, Первое, Второе.

      На территории Челябинской области находится 815 водопользователей и водопотребителей, более 200 очистных сооружений, 427 напорных гидротехнических сооружений, прудов и водохранилищ. Общий объем водохранилищ — 5,05 млн м3, полезный — 3,45 млн м3.

     Основным источником загрязнения водных объектов является сброс загрязненных сточных вод, который в прошлом году составил около 80 процентов от общего объема сточных вод. Наиболее распространенные загрязнения: БПК, металлы, фосфор общий, сульфаты, азот аммонийный, нитраты. Наиболее подвержены антропогенному воздействию реки Кидыш, Худолаз, Миасс, Юрюзань. Основная причина загрязнения водных объектов — ненормативная работа очистных сооружений.

     Доля проб воды из источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным требованиям по микробиологическим показателям, составила 6,32 процента, в позапрошлом году — 7,7 процента. Но качество воды водоисточников по санитарно-химическим показателям сохраняется на стабильно высоком неудовлетворительном уровне.

     Проведенный анализ санитарного состояния почвы жилых территорий населенных мест Челябинской области не выявил положительной динамики по сокращению доли проб почвы, не отвечающей гигиеническим нормативам.

     Основными причинами высокого загрязнения почвы населенных мест продолжает оставаться:

— несовершенство системы очистки населенных мест, особенно в неканализованном жилом секторе;

— возникновение несанкционированных свалок на территории жилой застройки.

Анализ земельного фонда области показывает, что в 2006 году претерпели изменения площади всех категорий земель, кроме земель водного фонда.

Основные проблемы в сфере охраны окружающей среды:

      Промышленные отходы. Существующее законодательство в области охраны окружающей среды не всегда способствует разработке и внедрению технологий, уменьшающих количество отходов. Практически отсутствуют экономические стимулы разработки и применения предприятиями ресурсосберегающих технологий. Собственник отвалов может годами хранить накопленные отходы, загрязняя воздух, почву, водоемы без каких-нибудь экономических последствий для себя и при этом как собственник не позволять кому-либо заниматься переработкой этих отходов. По существующему законодательству предусмотрена плата лишь за размещение отходов, образовавшихся в течение года, причем при размещении на своей территории с понижающим коэффициентом. За накопленные отходы, которые лежат без движения, плата не взимается. Вот и лежат эти отходы без движения, отравляя жителей городов, где они расположены. Собственнику отходов проще и дешевле заплатить раз в год за вывезенные в течение этого периода объемы. Если предприятие не утилизирует отходы, а накапливает их, то оно должно платить за весь объем накопленных отходов. Вот тогда у предприятия найдутся силы и средства для внедрения ресурсосберегающих технологий или на утилизацию отходов.

      Лицензирование. В соответствии с действующим законодательством у предприятия, которое осуществляет деятельность по обращению (захоронение, размещение, временное хранение, транспортировка) с опасными отходами, должна быть соответствующая лицензия.
В России все отходы относятся к опасным. Получается, что государство с одинаковыми мерками подходит и к промышленным гигантам, которые значительно загрязняют окружающую среду, и к предприятиям малого бизнеса, школьным, дошкольным учреждениям, влияние которых на состояние окружающей среды близко к нулю. При получении разрешительных документов от детского сада, школы, металлургического комбината требуется один и тот же комплект документов и согласований. Стоимость оформления этих документов, включая необходимые анализы, которые обычно делают государственные учреждения, в десятки, сотни раз превышают сумму экологического ущерба, который оказывают предприятия малого бизнеса. Подобное положение вещей не способствует соблюдению законодательства, другими словами, приводит к правовому нигилизму. Эту систему надо менять.

      Нормирование. Действующая система нормирования антропогенного воздействия на окружающую среду была разработана и внедрена в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия. Эта система адаптирована к плановой системе хозяйствования, когда объем и номенклатура выпуска той или иной продукции спускались директивно соответствующими министерствами. В настоящий момент, когда определяющим моментом по объему и номенклатуре выпуска той или иной продукции является рыночная конъюнктура, а не решение директивных органов, эта система не работает. Если сравнить объемы производства и объемы выбросов и сбросов в окружающую среду 80-х годов прошлого века и сопоставить с объемами производства и объемами выбросов и сбросов, даже с учетом выполнения природоохранных мероприятий, то можно сделать вывод о том, что сейчас на единицу выпускаемой продукции существующая система нормирования и учета антропогенного воздействия на окружающую среду позволяет предприятиям отчитаться по объемам выбросов в атмосферу, объемам размещаемых отходов в 2–3 раза меньше, а соответственно и заплатить за загрязнение окружающей среды в 2–3 раза меньше, чем положено.

        Экологический контроль. В соответствии с действующим законодательством в РФ существует производственный и государственный экологический контроль. Производственный контроль осуществляется самим предприятием. Государственный — специально уполномоченным органом Правительства России (Ростехнадзор и Росприроднадзор России и его органы на местах) и субъектом РФ. В Челябинской области, как и во всей стране, предприятия, подконтрольные Федеральному экологическому надзору, на 90–95 процентов формируют состояние окружающей среды. Осуществляют контроль и управление в этой сфере федеральные органы на местах, подчиняясь при этом в своей деятельности вышестоящим органам. Полномочий субъекта в этой сфере практически нет. Но, к сожалению, при принятии решений федеральные органы в области окружающей среды на местах не несут ни социальной, ни финансовой ответственности.







Новости членов палаты