The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Предпочтите суду медиацию

       В производстве Арбитражного суда Челябинской области находятся сотни судебных дел, участники которых годами отстаивают свои нарушенные права, затрачивая необоснованно большое количество времени, сил и средств.

      Южно-Уральская ТПП совместно с Арбитражным судом Челябинской области провела круглый стол по развитию внесудебных примирительных процедур и альтернативных способов разрешения конфликтов.

       В работе круглого стола приняли участие: председатель Арбитражного суда Челябинской области В.И. Коротенко, заместитель председателя А.Г. Кузьмин, вице-президент ЮУТПП И.В. Аристов, руководители и юристы предприятий г. Челябинска и Челябинской области, председатели ряда комитетов ЮУТПП. Они обсудили вопросы реализации правового эксперимента по внедрению примирительных процедур в УрФО, поддержанного Верховным судом РФ и Высшим арбитражным судом РФ.

 

       Во вступительном слове И.В. Аристов подчеркнул, что в своей деятельности палата уделяет много внимания обсуждаемой теме, и потому в соответствии с соглашением о сотрудничестве между ЮУТПП и Арбитражным судом Челябинской области в 2004 году был создан координационный совет, основной целью которого стало продвижение института досудебного посредниче-ства. К сожалению, в настоящее время потенциал этого института в процессе регулирования правоотношений между субъектами предпринимательской деятельности, интересы которых призвана защищать ЮУТПП, используется не в полной мере.

       Как отметил В.И. Коротенко, мировая практика свидетельствует о возможности урегулирования большей части возникающих конфликтов за рамками государственной судебной системы вполне законными способами. К их числу относятся переговоры, посредничество (медиация) и третейские суды. Эти способы урегулирования споров обладают серьезными преимуществами по сравнению с государственным судопроизводством.

      Одним из важных аргументов в их пользу является изменение отношения потенциального инвестора к предприятию, область деятельности которого попадает в поле судебного разбирательства.

      Кроме того, широкое применение примирительных процедур на стадии исполнительного производства будет способствовать увеличению количества реально исполненных судебных постановлений и снижению нагрузки на судебных приставов-исполнителей.

      Активное участие в обсуждении причин невостребованности приняли руководители предприятий и их юридических служб. Прежде всего они отметили новизну направления, отсутствие закона и прописанных процедур, например, порядка обеспечения и гарантий исполнения мирового соглашения в отличие от процедуры в арбитражном суде. Вместе с тем, по словам начальника юридического отдела Челябинского кузнечно-прессового завода Г.Р. Волошиной, институт медиации может способствовать сокращению процедуры рассмотрения спора, сохранить партнерские отношения между контр-агентами, а также быть более эффективным инструментом в спорах с есте-ственными монополиями.

      По мнению заместителя генерального директора по правовым вопросам Копейского машиностроительного завода Е.Ю. Федорищева, много экономических споров связано с налоговой инспекцией. Правда, и здесь с 1 января 2009 года законодательством предусмотрена примирительная процедура. Споры по неисполнению договорных обязательств с крупным бизнесом, как правило, решаются в досудебном порядке, хотя и могут быть долгими, а вот большинство претензий по поставкам к малым и средним предприятиям доходит до суда.

       А.Г. Кузьмин выступил с информацией о ходе проведения в УрФО правового эксперимента по внедрению примирительных процедур. Он охарактеризовал те проблемы, на решение которых направлена реализация проекта. Решение спора государственным судом не всегда приводит к урегулированию правового конфликта. Стороны продолжают ставить вопрос о пересмотре вынесенного решения, уклоняться от его исполнения, что приводит к увеличению нагрузки на судебную систему и систему принудительного исполнения, росту бюджетных расходов на содержание органов судебной власти, органов принудительного исполнения, увеличению временных и финансовых издержек участников гражданского оборота.

       При реализации проекта должны быть выработаны механизмы, препятствующие возможным злоупотреблениям при использовании примирительных процедур.

       В УрФО имеются резервы для развития примирительных процедур. В целом по округу по итогам 2007 г. из общего количества рассмотренных арбитражными судами дел менее 10 процентов окончены заключением мировых соглашений. Наибольшее их количество заключено в Курганской и Свердловской областях. Накоплен определенный опыт применения примирительных процедур, альтернативных способов разрешения правовых конфликтов. В настоящее время на территории округа реально действует более 20 третейских судов, однако объем рассматриваемых ими дел остается незначительным.

       Участники круглого стола в целом одобрили концепцию правового эксперимента и предложили направить свои замечания по проекту Федерального закона, внесенного в Государственную думу РФ, касающиеся процедур мирового соглашения.







Новости членов палаты