The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Как повысить конкурентоспособность малого предприятия

Сертификация систем управления качеством на соответствие ИСО 9000 получает широкое развитие в России. Все больше предприятий выбирает сертификацию как эффективный способ повышения конкурентоспособности.

Выход отечественного товаропроизводителя на внешний рынок, а главное – закрепление на нем и успешное развитие бизнеса невозможны без выполнения определенных правил, одно из них –  наличие у предприятия сертифицированной системы менеджмента качества. И если для России наличие сертификата соответствия пока еще не правило, то для зарубежных предприятий это правило хорошего тона. Наличие сертификата соответствия является своеобразным свидетельством зрелости предприятия.

Международные  стандарты ИСО серии 9000 применимы ко всем предприятиям вне зависимости от их размера, организационной формы, принадлежности к отрасли производства или сферы услуг.

Если для крупных и средних предприятий, ориентированных на экспорт продукции, добровольная сертификация – предопределенное процедурное действие, то малые предприятия взвешивают выгоды и издержки внедрения системы менеджмента качества.

Сертификация СМК – дело трудоемкое и дешевым быть не может. Для поддержки и развития малого предпринимательства губернатором Челябинской области принято постановление № 140 от 18 мая 2006 г. «О порядке субсидирования части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг)». Субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства за счет средств областного бюджета единовременно в размере до 50 процентов подтвержденных субъектом малого предпринимательства затрат на прохождение сертификации.

Причины, влияющие на решение о сертификации малого предприятия, можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние:

  уже сейчас рынки демонстрируют свою потребность только в сертифицированных товарах, продукции и услугах, независимо от размеров поставщика. Малым предприятиям присуща мобильность при выходе на рынок благодаря их конкурентным преимуществам – гибкости реакции на спрос, оперативности управления;

  политика государства направлена на повышение конкурентоспособности отечественных товаров при вступлении России в ВТО. Концепция национальной политики России в области качества предусматривает оказание помощи предприятиям малого бизнеса во внедрении систем менеджмента. Министерства создают программы стимулирования сертификации предприятий отрасли, в том числе путем прямого субсидирования программ по сертификации. Это делает сертификацию финансово доступной и позволяет улучшить имидж предприятия и преимущество при участии в конкурсах и тендерах;

  отечественные и иностранные финансовые структуры рассматривают сертификацию как снижение риска для кредитования и инвестирования. Малое же предприятие, зачастую не обладая собственным оборотным капиталом, работает на заемных средствах и зависит от кредитных организаций сильнее средних и крупных.

Среди внутренних причин назовем следующие:

 внедрение стандартов управления качеством гарантирует создание системы, обеспечивающей рост показателей бизнеса. На малом предприятии рост может быть более ощутимым за счет быстрого и кардинального улучшения процессов производства;

 благодаря прописанным процедурам производится четкое разделение и повышение ответственности участников сертифицированных процессов. Специфика малого предприятия заключается в том, что обычно персонал имеет широкий круг обязанностей, часто ненормированных. СМК ориентирована, с одной стороны, на выявление инициативных работников, их эффективную ротацию, с другой, позволяет исключать дублирование функций. В результате повышается общая управляемость организацией.

  по статистике при внедрении систем управления качеством происходит снижение доли брака до 25 процентов и более. Требованием стандарта является осуществление поэтапного контроля качества продукции на всех стадиях производства продукции. Малое предприятие в ряде случаев способно внедрить контроль качества без значительных издержек на его осуществление;

  использование маркетинга не как сбыта продукции, а как способа узнать, какой должна быть продукция, чтобы ее купили. Осознание руководителем маркетинговой службы миссии и концепции маркетинга, ориентированных не на желание продать то, что предприятие может произвести, а на необходимость произвести то, что нужно заказчику, способно совершить прорыв.

Опыт последних десятилетий показал, что именно качество выпускаемой продукции характеризует сегодня успешность предприятия. Те компании, что рассчитывают успешно конкурировать не столько качеством, сколько ценой, жестоко заблуждаются. Во-первых, современный покупатель скорее переплатит тому конкуренту, чей товар окажется качественнее. Во-вторых, чем эффективнее работает система качества, тем более дешевые товары она производит. Иной раз говорят: единственно правильный способ завоевать потребителя (а значит, и рынок) – конкурировать не с компаниями, а с их системами качества. В действительности в сертификате на систему качества заложена серьезная сила, только нужно уметь ее высвободить. Есть немало примеров среди российских компаний, сумевших сполна воспользоваться не только преимуществами от обладания сертификатом на систему качества, но также и от эффективной системы качества как таковой. Малые размеры предприятия способствуют проведению в них эффективных организационных преобразований, в том числе и в области качества.

 

Е.Г.КРАСНОЯРЦЕВА,

заместитель  руководителя органа по сертификации СМК

Южно-Уральской ТПП.

Тел. (351) 265-54-69.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







Новости членов палаты