The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Новая правовая база для бизнеса [03]

11 июля 2007 г. Совет Федерации РФ одобрил Закон «О раз­витии малого и среднего предпринимательства в РФ».  «Торгово-промышленные ведомости»  ТПП РФ опубликовали комментарии вице-президента ТПП РФ В.Б.ИСАКОВА, посвященные долгожданному российским предпринимательским сообществом событию.

 

– Владимир Борисович, как можно оценить сегодня плоды многолетней работы ТПП России по разработке и продвижению закона?

– …Закон о государственной поддержке малого и среднего предприниматель­ства касается одной из самых круп­ных социально-экономических проб­лем России – развития сектора мало­го и среднего бизнеса. В странах раз­витой экономики, на которые мы ори­ентируемся, малый бизнес дает 60–70–80 процентов национального дохода. У нас в несколько раз меньше – 13–17 процентов. Ясно, что создание современного об­щества – задача неразрешимая без формирования среднего класса, а это и есть представители среднего и ма­лого бизнеса. Без среднего класса невозможно прийти к устойчивой де­мократии, добиться устойчивости по­литической системы, обеспечения занятости, стабильного развития ре­гионов России и выравнивания их уровней. На развитии малого и сред­него бизнеса замкнуты все экономи­ческие и социальные проблемы.

Закон о малом предприниматель­стве, так называемый ФЗ-88, кото­рый был принят в начале 90-х годов на первом этапе реформ, носил в большей степени политически декла­ративный характер, часть положений касалась норм бюджетного законода­тельства. Именно это в начале 2000-х обусловило попытку правительства закон отменить полностью.

Вот тогда восстал не только ма­лый и средний бизнес, но и ТПП России, РСПП, Деловая Россия. Представители всех ор­ганизаций, представляющих биз­нес, объединились для того, чтобы не допустить уничтожения закона, потому что это фактически означа­ло бы разрушение всей системы го­сударственной поддержки бизнеса, худо ли бедно уже сложившейся и действующей. Стало также ясно, что неизбежна подготовка нового закона.

Надо сказать, что ТПП РФ в 2002 г. вовсю занималась созданием но­вого закона о малом и среднем пред­принимательстве. Тогда была со­здана рабочая группа ТПП России, чуть позже возникла рабочая группа при председателе Совета Федерации. Представители регионов также хоро­шо понимали экономическую и соци­альную цену этого законопроекта и всячески помогали его принятию.

На завершающем этапе обсужде­ния уже в нынешнем году появилось сразу несколько конкурирующих за­конопроектов, в т.ч. проект ТПП РФ. Удалось избежать типичной ситуа­ции, когда проекты на одну тему вва­ливаются толпой в Госдуму, но в си­лу того, что они конкурируют между собой, все дружно тонут. МЭРТ вы­ступило инициатором создания  законопроекта, который объединил конкурирующие подходы. В результате общий проект закона был выработан.

В законе сохранилось примерно 60–70 процентов того, что мы хотели там видеть. Конечно, хотелось бы более широкого списка мер поддержки бизнеса, хотелось, чтобы из него убрали прямое указа­ние на критерий объема в качестве признака малого бизнеса, который, с нашей точки зрения, носит неста­бильный характер.

Не бывает, чтобы законопроект всех устраивал. Он будет совершен­ствоваться. Но самое главное – этот закон дает толчок региональному законо­творчеству.

Закон предполагает создание сис­темы фондов поддержки малого биз­неса, и в нем прописано, как это не­обходимо сделать. За­пускается большая работа по форми­рованию государственной поддерж­ки малого бизнеса, которая в конеч­ном итоге должна создать более бла­гоприятные условия для деятельнос­ти малого бизнеса, чем это есть на сегодня. Вот  главный смысл этого закона.

Но одного закона мало. Для этого нужен комплекс подзакон­ных актов, развитие регионального законодательства. В некоторых во­просах это  закон прямого действия, но он все-таки носит рамочный характер и предполагает принятие других документов. При всех подобных моментах, я считаю, большая победа, что закон принят!

Сейчас и палата в целом, и ее департаменты будут заняты тем, чтобы довести закон до регионов. В законе 27 статей, и к каждой должен быть комментарий, должна быть показана связь с другими зако­нодательными документами, чтобы ориентировать систему палат на пол­ноценное использование и примене­ние этого закона. Закон – это организатор, на­до, чтобы он работал.

– В нем есть элементы ко­декса?

– Не всякий закон – кодекс. Но это системообразующий закон. В нем есть критерии, что относить к малому бизнесу. Полномочия госу­дарственной власти. Механизм госу­дарственной поддержки и взаимо­действие властей – кто чем должен заниматься. Это ключевой вопрос, потому что в дальнейшем закон бу­дет использовать понятие малого и среднего бизнеса без разъяснений.

Статья 4 – «Ка­тегории субъектов малого и среднего предпринимательства» – ключе­вая. Там говорится следую­щее: к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся вне­сенные в единый реестр юридичес­кие лица, потребительские коопера­тивы и коммерческие организации, за исключением государственных муниципальных и унитарных пред­приятий, а также физические лица, внесенные в единый государствен­ный реестр индивидуальных пред­принимателей,   осуществляющие предпринимательские действия без образования юридического лица, а также крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следую­щим условиям... Далее перечислены условия.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следую­щие предельные значения: от 100 до 250 человек включительно – для средних предприятий, до 100 чело­век включительно – для малых предприятий. И среди малых пред­приятий выделяются микропред­приятия – до 15 человек. Этот термин в на­шем законодательстве использует­ся впервые.

Третий критерий – выручка от ре­ализации товаров и услуг. Это спорный критерий, который мы счи­таем ненужным, он пока не будет ра­ботать, потому что для каждой кате­гории субъектов малого предприни­мательства он определяется прави­тельством на основе статистических исследований, которых пока нет. Оборот или выручка предприятий бу­дет определяться правительством раз в 5 лет.

В за­коне определены общие принципы, инфраструктура, формы и условия поддержки малого бизнеса. Это финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка малого и среднего пред­принимательства в области подго­товки и квалификации кадров, в об­ласти инноваций, ремес­ленной деятельности (эта норма включена по инициативе Москвы), поддержка субъектов, осуществляю­щих внешнеэкономическую, сельскохозяйственную дея­тельность и т. д. Особенно значима финансовая и имущественная, статьи 17 и 18.

– Налоговые льготы для малого бизнеса в законе обозна­чены?

– Закон не касается налоговых во­просов, они прописаны только в на­логовом законодательстве. Но от­сылки к нему в законе есть. Среди мер поддержки указано создание специальных льготных налоговых ре­жимов, льгот для предприятий, кото­рые работают в научно-технической области. Но сам режим формируется налоговым законодательством. Этот закон представляет общую схему, а конкретные решения содержатся в налоговом законодательстве.

– ТПП в связи с этим законом какие-нибудь новые полномо­чия получает?

– Пока нет. Хотя мы предлагали пе­редать полномочия по регистрации юридических лиц палатам, но пока этого не происходит. Правительство настроено сосредоточить все регист­рационные полномочия в налоговой службе, что с нашей точки зрения не совсем правильное и не совсем удач­ное решение. У госналоговой службы свои задачи, их более чем достаточно и без регистрации.

– Ваша оценка этого доку­мента?

– Я считаю это огромной победой, потому что документ удалось при­нять не в «обескровленном» виде. Этот закон создает новую правовую ситуацию, новую правовую базу для деятельности бизнеса. За­дача теперь - эти возможности раз­вить и использовать. Государство на деле показало, что оно поворачива­ется лицом к малому бизнесу, стара­ется ему помочь. Поэтому и сформи­ровало для него новую нормативно-правовую базу.

 

(Публикуется в сокращении).

 







Новости членов палаты