The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Инвестиции — обратная сторона банкротства

Инвестиции и банкротство. Как могут быть связаны два этих понятия, спросите вы. Ведь банкротство — это результат неумелого управления или, того хуже, умышленного развала. Каким образом можно привлечь инвестиции для защиты интересов предприятия от заявленных требований кредиторов?

Некоторое время назад в действительности так и было: банкротство являлось инструментом скрытой приватизации, передела собственности, нечестной конкуренции, но кризис расставил все по-другому и банкротами стали многие предприятия, имевшие отличный потенциал, но не успевшие его реализовать. И помимо задачи, которую перед ар-битражными управляющими ставит закон — максимальное удовлетворение требований кредиторов, появилась новая задача, которую поставила современная экономическая действительность — привлечение инвестиций.

Как арбитражному управляющему мне пришлось переквалифицироваться из «санитара леса» в агента по поиску и привлечению инвестиций. К слову сказать, в этом мне помогла моя общественная деятельность в Ассоциации выпускников Президентской програм-
мы — среди выпускников немало толковых управленцев и потенциальных партнеров. По ходу работы выяснил, что в области действует всего несколько инвестиционных компаний (с одной из них я и работаю сейчас), и их требования к объектам инвестирования, как и у любых других московских или международных компаний, достаточно жесткие.

Во-первых, должно быть все прозрачно и однозначно — все права собственности, учет, экономические показатели. Во-вторых, стоимость имущества, порядок его приобретения не должны вызывать сомнений. В-третьих, компания должна быть живой, в ней обязаны поддерживаться все основные бизнес-процессы.

Самую большую сложность вызвало последнее требование, ведь к моменту прихода арбитражного управляющего в компаниях, кроме набора имущества и озлобленного и зачастую расформированного (или разогнанного) коллектива, ничего не было. Выход предложили сами инвесторы: для восстановления инвестиционной привлекательности компании (не путать с платежеспособностью) привлечь управляющую компанию — команду профессиональных управленцев и передать им в управление имущественный комплекс, переложив на них же обязанности управления персоналом. Схема оказалась рабочей и была реализована уже не в одной компании-банкроте. Следующий этап — выкуп имущественного комплекса, «упаковка» и привлечение институциональных или прямых инвесторов для развития сохраненного бизнеса.

Можно ли транслировать данную схему на другие компании? Думаю, что да. Но здесь уже не обойтись без развитой инвестиционной инфраструктуры. Какой именно и под чьим управлением — вопрос, который стоит обсуждать не только на страницах печатных изданий и сайтах Интернета, но и на совещаниях и заседаниях различного уровня.

В настоящее время уже рассматриваются предложения по работе с новыми проблемными предприятиями. Я и мои коллеги готовы решать вопросы по привлечению инвестиций как в эти, так и в другие компании.

Собственные исследования, обсуждение с коллегами и опыт соседних регионов позволили выделить минимальный набор инфраструктурных элементов, необходимых для осуществления качественного инвестиционного процесса. Принять участие в разработке и организации инвестиционной инфраструктуры родного региона — задача, для решения которой есть силы и желание.

Эдуард ТЕПЛЯКОВ,
арбитражный управляющий,
руководитель Ассоциации выпускников
Президентской программы Челябинской области.
Eddy77@mail.ru
Моб. 8-912-805-08-37.







Новости членов палаты